Amnesty International Далер Шарипов.

Таджикистан: Потребуйте освободить журналиста Далера Шарипова

Независимого журналиста Далера Шарипова задержали 28 января и поместили в СИЗО столицы Таджикистана Душанбе по сфабрикованным обвинениям в «разжигании религиозной вражды». Далеру Шарипову отказывают в свиданиях с адвокатом, ему грозят пытки. Журналист – узник совести, которого лишили свободы исключительно за пользование правом на свободу выражения мнений. Его следует немедленно и безоговорочно освободить.

Далер Шарипов – известный в Таджикистане журналист. Он освещает самый разный спектр тем – от прав человека до религиозной свободы. Он работал в независимом издании «Озодагон» до момента его закрытия в 2019 году после долгих лет преследования со стороны властей.

Статья 189 УК Республики Таджикистан, на основании которой предъявлены обвинения Далеру Шарипову, содержит крайне расплывчатую формулировку «экстремизма». Власти неоднократно применяли её с целью преследования критиков, в том числе адвокатов, политических деятелей и журналистов. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет. В числе осуждённых по статье 189 УК РТ двое узников совести. 5 декабря 2017 года задержали независимого журналиста Хайрулло Мирсаидова (в настоящий момент находится в политэмиграции), за публикацию открытого письма Президенту Таджикистана о коррупции в местных органах власти. Он провёл под стражей 9 месяцев. Ещё один узник совести, задержанный по статье 189 УК Таджикистана – правозащитник Бузургмехр Ёров. В 2015 году его приговорили к 25 годам лишения свободы по нескольким обвинениям, в том числе по статье 189 УК Таджикистана. Как полагают, уголовное дело против него возбудили в отместку за адвокатскую деятельность по делам деятелей политической оппозиции. В 2019 году срок лишения свободы сократили до 22 лет в рамках массовой амнистии.

Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) – одно из правоохранительных ведомств Таджикистана, наделённое полномочиями расследовать особо тяжкие уголовные преступления, в том числе государственные преступления, вести слежку и вербовать тайных осведомителей. На протяжении многих лет работа ведомства сопровождается многочисленными утверждениями о противоправных действиях и нарушениях прав человека, в том числе сообщениями о пытках.

В 2019 году Комитет ООН по правам человека выразил озабоченность в связи с «преследованием независимых журналистов и работников средств массовой информации, критически освещающих вопросы, касающиеся государственной политики или другие вопросы, представляющие общественный интерес, в том числе посредством […] судебного преследования по предположительно сфабрикованным обвинениям». Комитет призвал Таджикистан «обеспечить эффективную защиту независимых журналистов и работников средств массовой информации от любых форм запугивания и воздерживаться от использования положений о гражданском и уголовном преследовании, включая положения о борьбе с экстремизмом, а также других нормативных-правовых актов, в качестве инструмента пресечения критического освещения вопросов, представляющих общественный интерес».