Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку эпидемии коронавируса (2019-nCov) чрезвычайной ситуацией международного значения в области здравоохранения. Эта эпидемия началась в китайском городе Ухане (провинция Хубэй) в конце 2019 года и на сегодняшний день унесла уже более 900 жизней.
Общее число заражённых в результате эпидемии ВОЗ оценивала на 9 февраля в более чем 37 500 человек по всему миру. Китайские власти сообщили о 910 смертельных случаях, в основном в провинции Хубэй. В настоящее время случаи заболевания зарегистрированы уже в 25 других странах и территориях по всему миру.
Меры реагирования на эпидемию могут серьёзно отразиться на соблюдении прав миллионов людей. Прежде всего и главным образом это право на здоровье, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека, которая предусматривает право на доступ к услугам в области здравоохранения, право на доступ к информации, запрет дискриминации при предоставлении медицинских услуг, отказ от практики принудительного лечения без согласия пациента и другие важные гарантии.
«Цензуре, дискриминации, произвольным задержаниям и нарушениям прав человека нет места в борьбе с эпидемией коронавируса», — заявил Николя Беклен, региональный директор Amnesty International.
Цензуре, дискриминации, произвольным задержаниям и нарушениям прав человека нет места в борьбе с эпидемией коронавируса
Николя Беклен, региональный директор Amnesty International
По его словам, нарушения прав человека не только не содействуют должному реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, но «препятствуют ему, подрывая эффективность принимаемых мер».
Во время эпидемии под угрозой также оказываются и другие права человека: свобода от произвольного задержания, свобода передвижения, свобода выражения мнений, прочие социально-экономические права. Эти права могут ограничиваться только в тех случаях, когда подобные ограничения соответствуют принципам необходимости, соразмерности и законности.
Цензура на ранних стадиях эпидемии
Китайское правительство предприняло масштабные усилия по пресечению распространения информации о коронавирусе и тех угрозах, которые он представляет для общественного здоровья. В конце декабря 2019 года врачи из Уханя поделились с коллегами своими опасениями по поводу пациентов с симптомами, похожими на наблюдавшиеся при вспышке атипичной пневмонии (тяжёлого острого респираторного синдрома, ТОРС), которая имела место на юге Китая в 2002 году. Местные власти немедленно заставили врачей замолчать и наказали их за «распространение слухов».
«Китайские медицинские работники в Китае пытались поднять тревогу по поводу вируса. Если бы китайское правительство не пыталось принизить угрозу, мир мог бы более своевременно отреагировать на распространение вируса», — подчеркнул Беклен.
Китайские медицинские работники в Китае пытались поднять тревогу по поводу вируса. Если бы китайское правительство не пыталось принизить угрозу, мир мог бы более своевременно отреагировать на распространение вируса
Николя Беклен, региональный директор Amnesty International
В посте в интернете, размещённом месяц спустя, Верховный народный суд поставил под сомнение решение, принятое властями Уханя. Широкая общественность расценила этот шаг как оправдание врачей.
И тем не менее попытки скрыть тяжесть ситуации с эпидемией предпринимались и со стороны высшего руководства Китая, о чём свидетельствует давление, которое китайские власти оказывали на Всемирную организацию здравоохранения, пытаясь не допустить объявление чрезвычайной ситуации международного значения в области здравоохранения в связи со вспышкой эпидемии.
Но в конце концов ВОЗ всё же объявила чрезвычайную ситуацию.
Право на здоровье
Медицинские службы Уханя в настоящее время перегружены, медицинские учреждение и медработники прилагают все усилия, чтобы справиться с масштабами разразившейся эпидемии.
Многим пациентам так и не удаётся в итоге попасть в больницы несмотря на многочасовое ожидание в очередях. Медицинские учреждения не имеют доступа к необходимым диагностическим тестам.
«Китай должен обеспечить всем людям, поражённым коронавирусом, доступ к надлежащей медицинской помощи в Ухане и в других местах. Очень важно сдержать эпидемию, однако меры по профилактике и лечению так же важны, поэтому соблюдение права на здоровье должно являться неотъемлемой частью мер по реагированию на эпидемию», — отметил Беклен.
По его словам, ВОЗ хоть и не скупится на похвалы в адрес Китая за оперативное реагирование на эпидемию, однако реальность такова, что меры по такому реагированию остаются «весьма спорными».
Местные СМИ сообщают, что люди попросту не могут быстро добраться до больниц из-за перебоев в работе общественного транспорта, в некоторых случаях им не разрешают выносить заражённых людей из своих домов.
Продолжающаяся цензура
Китайские власти упорно стремятся контролировать новости, касающиеся распространения эпидемии, пресекая появление негативной информации и по-прежнему стремясь подвергать цензуре законное распространение информации о вирусе.
С начала кризиса многие статьи в СМИ подверглись цензуре, в том числе публикации в ведущих средствах массовой информации, в частности, в подразделениях Beijing Youth Daily и Caijing.
«Китайские власти рискуют утаить информацию, которая могла бы помочь медицинскому сообществу в борьбе с коронавирусом, а также помочь людям защититься от его пагубного воздействия», — подчеркнул Беклен.
Китайские власти рискуют утаить информацию, которая могла бы помочь медицинскому сообществу в борьбе с коронавирусом, а также помочь людям защититься от его пагубного воздействия
Николя Беклен, региональный директор Amnesty International
«Тот факт, что имеющаяся информация частично недоступна для общественности, увеличивает угрозу вреда от распространения коронавируса и задерживает принятие эффективных ответных мер», — считает он.
Преследование и запугивание активистов
Правительство Китая преследует людей, которые пытаются распространять информацию о коронавирусе в социальных сетях. В частности, сообщается, что известный адвокат и гражданский журналист Чэнь Цюши подвергся преследованиям со стороны китайских властей после публикации фотографий, снятых в больницах Уханя.
Житель Уханя Фан Бин также был ненадолго задержан властями за публикацию видео, в котором можно увидеть трупы погибших от коронавируса.
«Конечно, очень важно опровергать ложные утверждения касательно коронавируса, но так же важно обеспечить распространение компетентной медицинской информации. Пресечение законного распространения касающейся происходящего информации журналистами и пользователями социальных сетей никак не содействует целям охраны общественного здоровья», — отметил Беклен.
Региональное наступление на «фейковые новости»
По мере распространения вируса из Китая в соседние страны Юго-Восточной Азии национальные власти тоже продемонстрировали стремление взять под контроль освещение данного вопроса в СМИ и соцсетях.
Людей в Малайзии, Таиланде, Вьетнаме задерживали или штрафовали за размещение «фейковых новостей» о вспышке эпидемии.
«Правительства обязаны пресекать дезинформацию и предоставлять своевременные и достоверные рекомендации, касающиеся охраны здоровья. Однако любые ограничения свободы выражения должны быть соразмерными, законными и необходимыми», — считает Беклен.
Правительства обязаны пресекать дезинформацию и предоставлять своевременные и достоверные рекомендации, касающиеся охраны здоровья. Однако любые ограничения свободы выражения должны быть соразмерными, законными и необходимыми
Николя Беклен, региональный директор Amnesty International
По его словам, если рассуждать о том, какой урок правительства стран Юго-Восточной Азии могли бы извлечь из предпринятых Китаем мер по борьбе с эпидемией, необходимо прямо указывать на то, что ограничение информации и пресечение дискуссий под предлогом «сохранения стабильности» несёт в себе серьёзные угрозы и может иметь катастрофические последствия.
Дискриминация и ксенофобия
Согласно сообщениям в СМИ, людей из Уханя – даже не имевших никаких симптомов заболевания – отказывались поселять в отелях, не выпускали их из собственных квартир, а их личная информация в Китае просочилась в интернет.
Также поступали многочисленные сообщения о проявлениях антикитайской и анти-азиатской ксенофобии в других странах. Некоторые рестораны в Южной Корее, Японии и Вьетнаме отказывались обслуживать посетителей из Китая. В Индонезии в одном из отелей группа протестующих настаивала на том, чтобы гости из Китая покинули отель. Посвящённые кризису материалы, появившиеся в некоторых французских и австралийских газетах, также стали поводом заговорить о расизме.
Азиатские сообщества по всему миру дали отпор, и появившийся в Twitter хэштег #JeNeSuisPasUnVirus (Я не вирус) быстро стал популярным во Франции.
«Китайское правительство должно принять меры для защиты людей от дискриминации, а правительства по всему миру должны придерживаться подхода абсолютной нетерпимости к расистским нападкам на людей китайского или азиатского происхождения. Единственный способ, которым мир может справиться с этой вспышкой эпидемии, — продемонстрировать солидарность и сотрудничество, не взирая на границы», — заявил Беклен.
Пограничный контроль и карантинные меры должны быть соразмерными
В ответ на угрозу распространения вируса многие страны ввели запрет на въезд из Китая или других азиатских стан, другие государства ввели строгие карантинные меры.
Австралийское правительство отправило сотни австралийцев в центр содержания иммигрантов на острове Рождества. Ранее Австралийская медицинская ассоциация признала условия содержания в этом центре «бесчеловечными» из-за страданий, которые испытывали размещённые там беженцы.
Папуа-Новая Гвинея закрыла свои границы для людей из всех азиатских стран, а не только из тех, где были зафиксированы случаи заражения коронавирусом. Это привело к тому, что многие студенты из Папуа-Новой Гвинеи оказались никому не нужными на Филиппинах, после того как им запретили посадку в самолёт по указанию властей Папуа-Новой Гвинеи.
Карантинные меры, ограничивающие право на свободу передвижения, в соответствии с международным правом могут быть признаны правомочными лишь в том случае, если они являются соразмерными, строго необходимыми, имеют ограничение по времени действия, предприняты для достижения законных целей, применяются максимально на добровольной основе и недискриминационным способом.
Карантинные меры должны налагаться безопасным образом, с уважением к человеческому достоинству. Права тех людей, которые находятся на карантине, необходимо уважать и защищать, обеспечивая им доступ к медицинской помощи, питанию и другим предметам первой необходимости.
«Правительства сталкиваются с непростой ситуацией. Они должны принять меры как для предотвращения распространения коронавируса, так и для обеспечения пострадавшим доступа к надлежащей медицинской помощи», — подчеркнул Николя Беклен.