Amnesty International экологическая катастрофа в Лахоре.

Воздух, который ты видишь: Координатор кампаний Amnesty International по Южной Азии об экологической катастрофе в пакистанском Лахоре

Автор: Риммел Могидин, Координаторка кампаний в Южной Азии

Мой город Лахор исчезает. Это не просто какая-то метафора. Я буквально не вижу свой город из окна. Линии горизонта не видно. Если выйду на улицу — начинают болеть глаза, и это отнюдь не помешает видеть лучше.

Мы должны видеть наши города. А воздух должен быть невидимым. Кажется, в Лахоре все совсем наоборот.

Во втором по величине городе Пакистана произошло что-то действительно ужасное. Начиная с ноября, 10 млн человек в Лахоре дышат воздухом, который либо «очень вредный», либо «опасный». Дышать стало трудно. Это следствие десятилетий неконтролируемых выбросов некачественного топлива, сжигания посевов и изменения климата.

Перед школьниками сегодня стоит выбор: дышать токсичным воздухом или не ходить в школу. В больницах принимают так много детей с респираторными заболеваниями, как никогда раньше. Продавцы масок купаются в деньгах.

Правительство считает, что люди преувеличивают проблему, что кто-то хочет нажиться на страхе и заставить властей покупать очистители воздуха, и когда речь идет о чистом воздухе, то мы требуем слишком многого.

Примерно пять лет назад появились первые сообщения о токсичном воздухе в разных городах Китая. Интернет заполонили изображения постапокалиптического Пекина. Вскоре старт-ап в Канаде начал рекламу банок с «чистым канадским воздухом». Китайцы скупали их десятками, а мы глазели на них, даже не подозревая о том, с чем они столкнулись.

Говорят, чтобы успокоиться, нужно начать с глубокого вдоха. Для людей, живущих в Лахоре, это не выход.

Риммел Могидин

Мы никогда не думали, что это произойдет с нами, но сейчас свежий воздух в бутылках кажется замечательной идеей.

Когда больше года назад я переехала в Коломбо, мне сказали, что в тропическом городе есть только три времена года: тепло, теплее и ещё теплее. Лахор тогда выглядел ещё особеннее. У нас есть все четыре времени года. А теперь есть еще бонусное время, которое мы называем «временем смога».

Это время наступает с потеплением. Оно приходило и раньше и, скорее всего, придет к нам и в следующем году. Город Лахор славится своим гостеприимством. Кажется, мы нашли дом и для смога, наделяя его статусом времени года.

Лахор — это легендарный город, который известен своей легендерной историей, литературой, он является мольбертом и музой для многих художников. Это также город неравенства. Если вы неквалифицированный рабочий, фермер или строитель, то, скорее всего, вы будете первым, кто получит отравление воздухом, потому что работаете на улице. Вряд ли вы сможете взять выходной, чтобы спасти себя от смога, ведь вы рассчитываете на ежедневную заработную плату. Это ужасная реальность, где люди страдают молча.

Именно поэтому Amnesty International прибегает к немедленным действиям, сделав объявление о растущей угрозе здоровью и жизни людей Лахора. Это беспрецедентный шаг для города, где нарушения прав человека касаются каждого и каждой. Тысячи писем со всего мира найдут путь к правящей верхушке. Если они не услышат, мы докричимся вместе.

Мы потратили столько времени, отвлекаясь на другие угрозы — будь то конфликт или война — что нам не удалось увидеть врага, который прямо перед нашими глазами. У нас нет пути отступления от этой проблемы. Власть должна взять на себя ответственность и реализовать, разработанный Комиссией по вопросам смога.

Говорят, чтобы успокоиться, нужно начать с глубокого вдоха. Для людей, живущих в Лахоре, это не выход…