Заявление Amnesty International в связи с закрытием КПП между Южной Осетией и Грузией
Грузия: Россия и фактические власти Южной Осетии (Цхинвальского региона) должны открыть ранее закрытые пункты пропуска и гарантировать соблюдение прав гражданского населения на свободу передвижения.
Полный запрет на передвижение людей между отколовшейся Южной Осетией (Цхинвальским регионом) и остальной Грузией нарушает права местного гражданского населения.
С начала сентября фактическое руководство Южной Осетии (Цхинвальского региона) приостановило свободное передвижение людей через единственные действовавшие пункты пропуска на административных разделительных линиях (АРЛ) с остальной частью Грузии, тем самым усугубив гуманитарную ситуацию. Жители отколовшегося региона лишились возможности получать медицинскую помощь, социальные выплаты, образование и навещать родственников за АРЛ.
Жителям Ахалгорского муниципалитета в Южной Осетии (Цхинвальском регионе), многие из которых не имеют паспортов, выдаваемых фактической югоосетинской администрацией, необходимо регулярно пересекать АРЛ, чтобы пользоваться различными услугами на территории остальной Грузии. По информации, имеющейся в распоряжении Amnesty International, закрытие пунктов пропуска особенно негативно повлияло на пожилых людей, школьников и студентов, а также лиц, нуждающихся в медицинской помощи. Пожилые люди с сентября не могут пересечь АРЛ и получить свою государственную пенсию на подконтрольной Тбилиси территории, что ведёт к резкому снижению их уровня жизни.
Школьники и студенты, приехавшие домой к родителям в муниципалитет на время летних каникул, не смогли вернуться к учёбе. Люди, раньше ездившие через АРЛ за медицинским обслуживанием на подконтрольные Тбилиси территории, где бесплатное здравоохранение более качественное и где зачастую быстрее можно получить неотложную помощь, оказались лишены такой возможности.
По сообщениям местных СМИ, тотальное ограничение свободы передвижения стоило жизни уже как минимум одному человеку. Как утверждает семья, проживающая в Ахалгорском муниципалитете, их бабушка, 70-летняя Марго Мартиашвили, скончалась после того, как фактические власти не выпустили её на подконтрольную Тбилиси территорию и тем самым не дали ей получить там неотложную медицинскую помощь. Свобода передвижения гражданского населения Южной Осетии (Цхинвальского региона) сильно ограничена с момента окончания грузино-российского конфликта в 2008 году. И всё же до сентября этого года жители Ахалгорского муниципалитета и ещё нескольких удалённых сёл на западе региона могли пересекать АРЛ. В сентябре фактическая администрация закрыла и эти пункты пропуска. Она заявила, что решение об их закрытии принято в ответ на установку правительством Грузии полицейского поста около АРЛ вблизи села Цнелиси в конце августа.
Согласно международно-правовым нормам в области прав человека ограничение свободы передвижения допустимо лишь тогда, когда преследует конкретные законные цели, не нарушает других прав человека и представляет собой соразмерные ответные действия. В случае Южной Осетии (Цхинвальского региона) обоснованность этих мер с точки зрения обеспечения национальной безопасности и общественного порядка вызывает вопросы, и ответный тотальный запрет, введённый с сентября, несоразмерен. В результате произвольное и несоразмерное ограничение свободы передвижения всего местного гражданского населения, которое оно затронуло, серьёзно сказалось на целом ряде их гражданских, экономических и социальных прав.
Фактические власти Южной Осетии (Цхинвальского региона) должны возобновить работу закрытых пунктов пропуска через АРЛ, а также уважать и защищать права местного гражданского населения. Россия как государство, которое в действительности контролирует Южную Осетию (Цхинвальский регион) посредством своей военной, финансовой и политической помощи фактической администрации и своего военного присутствия на этой территории, тоже должна соблюдать право гражданских лиц на свободу передвижения, для чего, среди прочего, принять меры к прекращению действия произвольных ограничений на переход через АРЛ.
Задержание Важи Гаприндашвили и прочих лиц
9 ноября российские пограничники и силовые структуры фактической администрации задержали грузинского врача, жителя грузинской столицы Тбилиси Важу Гаприндашвили при попытке попасть через АРЛ на территорию Южной Осетии (Цхинвальского региона). Фактические власти предъявили ему обвинения в «незаконном пересечении границы», за что ему грозит наказание вплоть до двух лет лишения свободы; его арестовали на два месяца и поместили под стражу в Цхинвале. Гражданских нарушителей «пограничного режима» в Южной Осетии (Цхинвальском регионе) обычно штрафуют, отправляют под административный арест и отпускают в течение нескольких дней после уплаты штрафа. Важа Гаприндашвили — один из четырёх человек, задержанных в Южной Осетии (Цхинвальском регионе) за «незаконное пересечение границы» в период с 9 по 11 ноября. Трое остальных были оштрафованы и высланы на подконтрольную Тбилиси территорию. Важе Гаприндашвили предъявлено более серьёзное обвинение: по утверждениям фактической администрации, он «пересёк границу» преднамеренно.
Как рассказал в своём интервью СМИ один из трёх других задержанных, Шота Бидзинашвили, который провёл в цхинвальском изоляторе девять дней вместе с Важей Гаприндашвили, их держали «в холодном и сыром подвале, где не хватало воздуха». По словам Шоты Бидзинашвили, он получил травму головы, когда его помещали в изолятор, но ему было отказано в лечении и медицинской помощи, и на протяжении первых трёх дней задержания его не кормили[1]. В международном праве действует абсолютный запрет на пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания. Кроме того, подобные аресты произвольны и нарушают право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5 Европейской конвенции по правам человека). Поэтому Россия и фактические власти должны обеспечить немедленное освобождение Важи Гаприндашвили из-под стражи и компенсировать ущерб, причинённый ему арестом. Кроме того, им следует принять все меры к тому, чтобы на подконтрольной им территории никто не подвергался пыткам и жестокому обращению.
Краткая справка
Усилия российских сил и фактических властей отколовшихся регионов по «укреплению» АРЛ между Южной Осетией (Цхинвальским регионом), Абхазией и остальной Грузией после завершения вооружённого конфликта в августе 2008 года уже давно негативно сказываются на правах проживающих там людей.
Из-за этого люди оторваны друг от друга, а во многих случаях — ещё и от земли, которая традиционно давала им средства к существованию. Сельские жители (причём порой живущие в самых бедных частях Грузии) утратили доступ к своим традиционным пастбищам, сельскохозяйственным угодьям, садам, источникам воды летом и дров — зимой. Они отрезаны от родственников и лишены существенных источников дохода. Страдает их культурная и социальная жизнь: многие не могут навещать родню, могилы предков и ходить в свои церкви. Ежегодно российские силы и силы фактической администрации произвольно задерживают сотни гражданских лиц при попытке пересечь АРЛ.
Amnesty International уже рассказывала об этом в июле 2019 года в своём докладе «За колючей проволокой. Нарушения прав человека в результате „бордеризации“ Грузии»[2].
Российские силы и фактическое руководство отколовшихся регионов не пускают туда международных наблюдателей (в том числе невооружённую гражданскую миссию наблюдателей Европейского союза, МНЕС), которые могли бы на месте оценить ситуацию и воздействие на права человека. В октябре фактические власти Южной Осетии (Цхинвальского региона) ненадолго задержали наблюдателей МНЕС, которые патрулировали АРЛ.
[1] Amnesty International, «За колючей проволокой. Нарушения прав человека в результате „бордеризации“ Грузии», EUR 56/0581/2019, июль 2019 г., https://www.amnesty.org/download/Documents/EUR5605812019RUSSIAN.PDF
[2] Радио Свобода/Радио Свободная Европа (на грузинском языке), «Акция в поддержку Важи Гаприндашвили привлекла международное внимание к изолятору в Цхинвали», 18 ноября 2019 г., https://www.radiotavisupleba.ge/; см. также: Caucasus watch, “Detention of famous Georgian doctor in Tskhinvali sparks international attention” [«Арест известного грузинского врача в Цхинвали привлёк внимание международного сообщества»], https://caucasuswatch.de/news/2214.html.